вторник, 8 ноября 2011 г.

Жертвоприношение животных в исламе, вегетарианство и зоозащита

Жертвоприношение животных в исламе, вегетарианство и зоозащита

«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах.
Они (жертвенные животные) приносят вам пользу до определенного времени, а место их заклания – у древнего Дома (Каабы).
Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным,
сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.
Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны.
Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро», - сказал Аллах Всевышний в Коране (22: 32-37).

Из слов Аллаха Всевышнего понятно, что смысл жертвоприношения – не в том, чтобы убить животное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных: «ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (22: 36); «ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (22: 37).
«Заколов их, ешьте часть из каждого, если хотите, и накормите бедного, который стыдится просить и которого нужда заставила унижаться и просить» (22: 36); «Он (Аллах) не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, - важна ваша богобоязненность и искренние намерения» (22: 37) (Тафсир аль-Мунтахаб). Верующему важно понять, что убийство животного ничего не дает ему без искреннего намерения пожертвовать часть имущества в пользу голодных братьев и сестер по вере, более того, убийство животного без такого намерения есть деяние бессмысленное и греховное, ведущее в Огонь (Джаханнам). Согласно хадису, в Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безо всякой пользы!». Верующие в Аллаха и в Судный день должны сторониться языческого суеверия, будто бы смерть животного предотвращает какое-то несчастье человека. К сожалению, такие взгляды иногда встречаются среди невежественных людей. В давние времена язычники приносили в жертву «богам» животных, и сжигали их туши, чтобы «боги» могли насладиться дымом. Последователи культа «вуду» живьем сжигают птиц и животных, чтобы «снять или навести порчу». Сатанисты мучают и убивают кошек и собак, чтобы угодить своему хозяину. «Аллах проклял его, и он сказал: «Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха». Кто сделал сатану своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток» (4: 118-119). Когда говорят, что ислам враждебен язычеству, то имеется в виду враждебность этим мерзким проявлениям идолопоклонства, а не враждебность к людям, которые проявляют милосердие к живым существам, но поклоняются множественным «божествам» по незнанию. Аллах Всевышний повелел о язычниках, не враждующих с исламом и не творящих мерзости: «Когда же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – невежественные люди» (9: 6).
Во времена ниспослания Корана у арабов домашний скот был основной единицей измерения богатства и единственной «твердой валютой». Так ли изменилось положение сегодня? Жители индустриально развитых стран измеряют богатство банковскими счетами, недвижимостью, драгоценностями, предметами роскоши, в то время как около миллиарда людей голодает или хронически недоедает, и годный в пищу скот продолжает оставаться для них единственным средством выживания. Поэтому пожертвование в пользу бедных натуральным продуктом нисколько не потеряло своей актуальности! Отказ от употребления мяса и продуктов животноводства (вегетарианство и веганство) - это на сегодняшний день проблема «золотого миллиарда». Отказ от мяса не предписан, но и не запрещен Кораном, и сегодня в мире есть общины мусульман-веганов. Однако такой путь не может быть единственным для всех. Этот вопрос решает каждый верующий самостоятельно. Ислам призывает к серединному пути: к отказу от продукции жестокой и антиэкологичной мясной индустрии [http://zhestokosti.net/abuse/meat.html] и к употреблению в пищу мяса "халяль", когда животные и птицы содержатся в гуманных условиях и лишаются жизни без лишних мучений, как предписано сунной Пророка Мухаммада (с.а.в.).
Верующие, которые пользуются разрешением Аллаха Всевышнего употреблять в пищу мясо животных и птиц, должны следить за тем, чтобы в общинах строго соблюдались условия, предписанные достоверной сунной пророка Мухаммада (с.а.в.). Животное, предназначенное для жертвоприношения или просто в пищу «халяль» (дозволенную), должно содержаться в гуманных условиях, приближенных к естественной жизни, должно быть выкормлено естественным кормом, не кастрировано, не иметь существенных дефектов.
«Смысл закалывания (по шариату) заключается в том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом; при этом необходимо использовать острый прибор для перерезания горла, так как это считается оптимальным способом умерщвления животного. Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинит животному большую боль и ведет к его удушению.
Пророк (Мир ему) предписывал остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя положение: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умервщлять, то умервщляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение» (передано Муслимом со слов Шаддада Ибн Ауса).
В другом хадисе, рассказанном Ибн Умаром, Пророк (Мир ему) сказал: «Совершая закалывание, доводите его до конца» (передано Ибн Маджой).
Ибн Аббас передал, что Пророк (Мир ему), увидев человека, точащего нож перед уложенным для закалывания бараном, сказал ему: «Ты хочешь, чтобы он умирал несколько раз? Почему ты не наточил нож перед тем, как уложить его?» (передано аль-Хакимом, который охарактеризовал его как «достоверный» в соответствии с критерием аль-Бухари).
Однажды Умар увидел мужчину, волочившего за ноги барана, предназначенного для закалывания. Он сказал: «Несчастный! Веди его на смерть наилучшим образом!» (передано Абдур-Раззаком).
Следовательно, основной смысл закалывания состоит в том, чтобы по-доброму обращаться с бессловесным животным и избавить его от излишних страданий, насколько это возможно», - учит Шейх Юсуф Кардави («Дозволенное и запретное в исламе», М., 2005).
Шейх Абдуль-Хафиз хазрат Махмуди, да будет милостив к нему Аллах, живший и проповедовавший Единобожие в Ингрии, наставлял мусульман и разъяснял немусульманам: «Курбан – это ибада (поклонение), совершаемая имуществом… Курбан – это жертвоприношение, совершаемое во Имя Аллаха и являющееся благодарностью за те дары, которые Аллах нам дал. Жертвоприношение, совершенное состоятельными мусульманами, и распределение мяса среди бедных людей служат укреплению дружбы, братства и любви среди мусульман…
Нужно хорошо относиться к животным, предназначенным для курбана. Для того, чтобы животному не было больно, нож должен быть острым, и если хозяин умеет, то он сам режет животное, если не умеет, может поручить зарезать тому, кто умеет» (газета «Аль-Фатх», № 3, 2006 г.)
Современная цивилизация погрязла в ханжестве и лицемерии. Все неприятные темы, травмирующие сентиментальную душу жителя современного мегаполиса, надежно спрятаны в укромные уголки. Сироты – в детдома, инвалиды и умирающие старики – в хосписы, покойники – в морги, бездомные животные – в душегубки, употребляемые в пищу скот и птица – на бойни и птицефермы. Зоозащитник-веган остроумно сравнил современного потребителя продукции мясной индустрии с гиеной, подбирающей мертвечину [http://community.livejournal.com/animalrights_ru/21236.html]. Да, в этом смысле мусульмане – не падальщики, а хищники, которые убивают сами. Ислам выступает против лицемерия: если ешь мясо – то умей и убивать животное, и при этом, будучи существом разумным, заботься, чтобы не причинить живому существу лишних страданий. Верующие должны понимать, что разрешение употреблять в пищу мясо живых существ дано Аллахом Всевышним по неведомому для нас промыслу, а вовсе не за достижения человека в направлении богобоязненности. «Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди. А многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает» (22: 18). Аллаху поклоняются все живые существа и стихии природы, а люди – не все. «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (49: 13). В Судный день человек оправдается не гордым званием «венца творения», а искренней верой, отвержением от идолов и делами милосердия. «Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение» (103: 2-3).
А Аллах Всевышний знает лучше.


© IslamEcology Community
http://islamecologia.ucoz.ru/news/zhertvoprinoshenie_zhivotnykh_v_islame_vegetarianstvo_i_zoozashhita/2009-11-23-9

Комментариев нет:

Отправить комментарий