суббота, 13 марта 2010 г.

А. Тентюков: Охрана окружающей среды – это поклонение Аллаху

А. Тентюков:

Охрана окружающей среды – это поклонение Аллаху



15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который проводится в целях углубления осознания людьми необходимости беречь природу. Выбор даты обусловлен тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).



Также 5 июня 2000 года получила старт программа ООН, поддерживаемая ЮНЕСКО, «Тысячелетие окружающей среды, приступить к действию». Это еще одно напоминание людям о роли человечества в охране экологической среды.



О проблемах окружающей среды, о будущем Ислама в среде финно-угорских народов и др. мы беседуем с ученым и общественным деятелем Андреем Тентюковым, одним из первых мусульман в народе коми.



«Родом я из России, Республики Коми, коми по национальности, родился и вырос в городской среде, – рассказывает А. Тентюков о себе. – Мне 30 лет, в настоящее время нахожусь в связи с учебой и работой в другой финно-угорской республике, в Эстонии. Учусь на юриста-эколога, через самообразование и практику осваиваю такие специальности, как экологический интернет и радиожурналистика.



Я также руковожу тематическими проектами в области экологии и защиты прав потребителя, в основном информационно-образовательного характера, возглавляю ряд общественных организаций, в т.ч. финно-угорского направления. Работа по этим специальностям предполагает наличие широкого круга увлечений и научных интересов, например, политика, экономика, культура, образование, регионо- и религиоведение, биология, химия, география, право и этика, семья и личностные отношения, права коренных народов».



– Как получилось, что Вы обратились к Исламу?



Мой путь к Исламу, думаю, вполне обычен для многих из тех, кто пришел в эту религию в период духовного кризиса. Оказавшись по учебе в другой стране, в иной культурной среде, в более сложных жизненных обстоятельствах, выяснилось, что та система воспитания и тот набор базовых ценностей, который формировала меня как личность, в «домашней среде» уже недостаточны в новой ситуации для быстрого и эффективного решения повседневных задач.



Поэтому нужно было искать более мощный и более подходящий источник поддержания духовного стержня личности. Им после поисков для меня оказалась мусульманская религия. К Исламу пришел в Эстонии через татарскую культуру.



– Одна из областей Ваших интересов – экология. Каким образом это соотносится с Вашими религиозными убеждениями?



Экология, охрана окружающей природной среды занимается сохранением среды обитания человека, животных и растений от всевозможных загрязнений, будь то химическое, радиационное, биологическое, бактериологическое, генетическое, тепловое, звуковое, электромагнитное и др., а если все же такое загрязнение произошло, то изучает и практикует способы очищения от загрязнений.



Обобщая наиболее распространенную формулировку понятия «загрязнения», указанную в статье 2 Международной конвенции об охране морской среды границ Балтийского моря, с учетом понятия загрязнения, указанной в статье 364 Уложения о наказаниях Эстонской Республики, можно дать следующее определение: «Загрязнение означает внесение со стороны человека в окружающую среду такого вещества, энергии или отходов, которые могут быть опасными для здоровья человека, нанести ущерб живым ресурсам и экосистемам, быть препятствием правомерному использованию окружающей природной среды». В Коране относительно необходимости охраны окружающей среды говорится следующее: «Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и предоставили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!» (7:10).


По моему мнению, экология защищает создания Аллаха от ущерба и порчи; создает необходимые условия для реализации таких исламских ценностей, как жизнь, семья и собственность; заботится о здоровье человека посредством защиты окружающей природной среды, сохранения качества природных ресурсов (например, воды, воздуха, почвы, потребляемых в пищу животных и растений) и их сбалансированного использования (добычи и переработки), а также через т.н. экологическую безопасность предприятий, согласно международным стандартам серии ИСО 14000 и другие виды сертификации.



Заниматься охраной окружающей природной среды в любом ее проявлении – один из важных способов поклонения Аллаху. В этом смысле экология на порядок выше и важнее, чем политика и экономика, поскольку без нее они не могут эффективно выполнять свои функции.



Без чистой воды и свежего воздуха, без пищи и природных ресурсов, без здорового населения любое государство обречено на гибель. Поэтому при любых других вопросах нужно всегда рассматривать и учитывать экологические моменты, ну, например, при оценке той же ядерной программы Ирана, или нефтедобычи, или туризма, или сельского хозяйства.



– Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении путей решения современных экологических проблем?



Тут, на мой взгляд, первостепенная роль в повышении грамотности властей и населения в экологических вопросах. Тех, кто мало знает, можно всегда обмануть, ущемить их интересы, нанести ущерб, например, отправив в арабские или африканские страны на захоронение ядовитые промышленные отходы под видом гуманитарной помощи или же просто без опознавательной маркировки запрещенные к применению в других странах вещества для тех или иных видов промышленности (скажем, хладильный агент для промышленных холодильников).



Осознание важности вопросов охраны окружающей природной среды в Исламе, их всепроникающее значение в любых отраслях, будь то экономика, культура, политика, образование быстро и эффективно укрепляет безопасность любого государства и человека. Нужно обращать внимание на т.н. экологические показатели любой деятельности, например, много ли или мало каждый человек или предприятие использует в своей деятельности воды; бережет ли чистоту воздуха внутри помещения, например, через наименьшее использование источающих запахи искусственных материалов; каким видом источника энергии пользуется: за счет сжигания газа и нефти или ветра и солнца; что делает с отходами, бытовыми и промышленными: просто где-нибудь закапывает в землю, сливает без очистки в воду, или же отвозит мусор на специальные мусорные полигоны для вторичной переработки и безопасного захоронения.



Для благоприятного бытия в этом мире каждому человеку нужно быть немного экологом, специалистом в этой области, экологически грамотным гражданином всего земного государства. Есть набор знаний, который необходим каждому человеку, и который сравнительно нетрудно приобрести через обмен опытом с другими людьми и странами, через самообразование, через общеобразовательные и специализированные программы в учебных заведениях.



После того, как собран необходимый багаж знаний, нужно стараться изменить поведение человека и деятельность промышленных предприятий, сельское хозяйство в сторону природо- и человекосберегающего характера, например, я имею в виду, смену устаревших технологий производства на более современные, на более экологически безопасные, через переход от истощительного и «химического» земледелия к натуральному, без использования искусственных химических удобрений и ядохимикатов, через переход от ископаемых источников энергии (уголь, нефть) к возобновляемым (ветер, солнце). Уголь и нефть это, прежде всего, ценное химическое сырье, а не только материал для производства топлива и сжигания в целях получения электроэнергии.



– Вы активно занимаетесь историей, культурой, этнографией финно-угорских народов. Несмотря на некоторые усилия на протяжении многих веков, Ислам так и не проник в финно-угорское пространство. Почему?



Сам я занимаюсь историей, культурой и этнографией финно-угорских народов постольку-поскольку, скорее как любитель-полупрофессионал, «по пути» решения, например, экологических и регионоведческих вопросов. Для решения сложных и трудных вопросов, например, в экологии, нужно знать и другие отрасли, например, химию, биологию, экономику, а в случае с коренными народами – и историю, и культуру, и этнографию, потому как зачастую корни проблематики уходят как раз глубоко в другие отрасли. Вот и ищешь, как говорится, «не там, где светло, а там, где потеряно».



Почему Ислам ранее не проник в финно-угорское пространство? Финно-угорские народы являются по сути своей коренными народами, живущими не одно тысячелетие на конкретной территории. В большинстве своем они исповедуют «природную» религию, обычно не совсем верно называемую «языческой».



Религия коренных народов, на мой взгляд, во многом близка к Исламу: многогранная связь с природой и уважительное к ней отношение, преимущественно элементы Единобожия, характер личности и общества близки к мусульманскому стилю. Это, в свою очередь, позволило носителям такой религии вполне успешно на протяжении тысячелетий сохранить свою самобытность, биологическое и культурное разнообразие в сложном и постоянно меняющимся мире. Видимо, до сих пор коренным народам вполне хватает своей религии для решения своих повседневных задач, поэтому и почти нет спроса на ее обновление или смену.



Другая причина может быть в том, что до сих пор ни мусульманским проповедникам, ни простым верующим, интересующимся этими народами, по причине поверхностного подхода, недостаточности информации, знаний и практических навыков не получилось найти достаточно точек соприкосновения национальных культур коренных народов и Ислама. В общем, я хочу сказать, что раз результата нет, то, значит, что-то не так было сделано.



– Есть ли перспективы изменить эту ситуацию?



Что касается того, сможет ли Ислам войти и в финно-угорское пространство, то тут, как и в юриспруденции, вопрос времени и обстоятельств. Согласно различным исследованиям на данный момент финно-угорские народы переживают кризис, многие из них находятся на грани вымирания, их качество жизни в целом по многим показателям на несколько порядков ниже, чем они могли бы быть с точки зрения общего понимания благополучия и счастья.



Одна из объективных причин этому – значительное отставание образа жизни и стиля мышления коренных народов от общих мировых тенденций, связанных с резким и гипертрофированным ростом экономики стран и регионов, мировой демографией, многократным увеличением скорости общения, истощением природных ресурсов. Народы и каждый их представитель в отдельности из-за недостатка знаний и навыков в новой ситуации просто не успевают правильно реагировать на изменения и дополнения в их повседневной жизни.



А поскольку религия служит основой мировоззрения и миропонимания, а они в свою очередь формируют образ жизни и стиль мышления, то для выхода из кризиса нужно «провести ревизию» в тех религиозных постулатах, что используется тем или иным народом, убрать уже ненужное и добавить недостающие части, восстановить неработающие, сформировав тем самым новую культуру «национально-исламского» характера вместо «национально-языческого».



Но это пока из серии «что делать?». Важно еще и то, «как все это сделать?».



Вкратце же для этого нужно больше общения и исследований на соответствующие темы, необходим синтез и анализ ключевых компонентов развития народа в связке с изучением и сравнением с Исламом. Особенно стоит обратить внимание на возможности мусульманской религии по сохранению и развитию национальных культур и народов через гармоничную и ненавязчивую интеграцию в них исламских ценностей и инструментов.



– По Вашему мнению, будет ли Ислам когда-нибудь массовой религией у финно-угорских народов?



Пока трудно сказать что-то определенное на данный счет. Если получится так, что с Исламом финно-угр будет более счастливым и благополучным, чем сейчас, то это вполне реально.



Вопрос только в том, как грамотно создать «спрос и предложение» на Ислам, если выражаться экономическими терминами. Допустим, через просвещение, через переводы смыслов Корана и его комментариев на финно-угорские языки с уже имеющихся русскоязычных материалов хотя бы как информационно-ознакомительная литература. Чем мусульмане хуже тех же христиан, которые уже переводят ту же Библию на финно-угорские языки? Другое важное направление – это изучение финно-угорских культур и Ислама, как наук, с целью найти в них пути для гармоничного «встраивания» мусульманских ценностей, тем самым укрепляя эти культуры и повышая их жизнеспособность в мировом пространстве.



– Как сегодня различные финно-угорские народы (не только в России) воспринимают Ислам?



Среди финно-угорского сообщества пока к Исламу отношение весьма настороженное. Радикальная подача Ислама некоторыми его последователями, географическая «оторванность» мусульманской религии от территорий проживания финно-угорских народов, сильная внешняя разница по понятиям и правилам Ислама и природной религией коренных народов и отсутствие или недостаточность межрелигиозно-межкультурного диалога – все это пока создает преграды, хотя и преодолимые, для благожелательного отношения к Исламу.



Тем не менее, в каждом финно-угорском регионе проживают народы, чьей религией издревле был Ислам. Они ведут общественную деятельность, например, через свои национально-культурные объединения. Обычно национально-религиозная обстановка в таких регионах относительно спокойная, и там «этнические мусульмане» на своем личном примере показывают положительные стороны исламского стиля жизни и образа мышления.



Поэтому отношение к Исламу на более дружелюбное можно как раз начать менять через сотрудничество мусульманских и финно-угорских общественных объединений, через совместные мероприятия и проекты, через общественную активность исламской общины в регионах, через социальные, экономические, экологические, образовательные проекты, а не только посредством культурно-массовых мероприятий.



– Каково положение мусульман в Эстонии сегодня? Как коллеги-эстонцы реагируют на Ваш религиозный выбор?



Коллеги-эстонцы реагируют спокойно, с интересом, пониманием и уважением. Сам же я стараюсь лишний раз без весомого на то повода не афишировать свои религиозные предпочтения. Я не сторонник зарабатывания людского признания религиозной рекламой.



Что касается положения мусульман в Эстонии сегодня, то конфликтов на религиозной почве в стране вроде пока нет, ситуация в общем и целом достаточно спокойная. По моим наблюдениям простого жителя мусульмане Эстонии живут как-то сами по себе, деятельность в основном ведется через национально-культурные общины. В общественно-политической жизни государства исламское сообщество за редким исключением мало, если вообще, заметно.



Одна из причин этого – сравнительно низкий спрос населения и политического актива Эстонии на религиозный компонент при ведении своей деятельности. Согласно недавним исследованиям общественного мнения, проведенным Европейской комиссией, Эстония является одной из самых нерелигиозных стран в Европе. Всего 29% опрошенных придают важное значение религии. Это во-первых.



Во-вторых, на прошедших мартовских парламентских выборах в Эстонии в этом году «Партия христианских демократов Эстонии» не прошла в нынешний состав парламента, набрав всего около 9500 голосов, что, например, в 4 раза меньше числа поддержавших экологическую «Партию зеленых Эстонии».



Исламской партии в Эстонии по понятным причинам не существует. На уровне общественных организаций, согласно государственному регистру юридических лиц Эстонии, действует четыре структуры: «Исламская община Эстонии» (г. Таллинн, с 2004 года), «Центр исламской религии и культуры «Нур» (г. Маарду, с 2001 года), «Эстонский центр исламских исследований» (г. Тарту, с 2006 года), «Исламский полумесяц в Эстонии» (г. Таллинн, с 2000 года).



Если анализировать их активность по двум показателям – проектная деятельность и информационное обеспечение, например, в Интернете, то по первому критерию на данный момент у меня мало данных, хотя вполне можно предположить, что проектная деятельность ими все же ведется через национально-культурные объединения в рамках интеграционной программы Эстонии. Их цель – сохранение и развитие национальной культуры, существенной частью которой традиционно является Ислам.



По второму лишь у «Эстонского центра исламских исследований» есть интернет-портал на эстонском языке (http://www.islam.ee). Кроме него есть и другие странички на эстонском языке, которые ведут инициативные группы, например http://islam.forumsvibe.com, http://www.islam.pri.ee.



Есть странички в интернете, в т.ч. и на русском языке, и у национально-культурных общин, например, «Азербайджанского культурного центра в Эстонии», http://www.azeri.ee.



Отдельно анализ активности исламской общины в Эстонии мною не проводился, поэтому приведенная выше информация лишь результаты личных наблюдений простого жителя.



– Оглядываясь назад, что Вы можете сказать сегодня насчет того, как Ислам изменил Вашу жизнь за эти 7 лет? Помогает ли религия в Вашей работе? Как это сказывается на юридической практике?



Ислам, а точнее ежеминутное следование его ценностям и принципам, изменил мою жизнь в принципиально лучшую сторону, и ее развитие идет сравнительно эффективно и быстро. Жить и работать стало легче и счастливее в виду более глубокого понимания происходящего и следования исламскому правилу «не навреди», а также повышенной чувствительности близости и поддержки Всевышнего.



Хотя круг забот и задач расширился и кое-где усложнился, постоянно существует творческая подпитка, появилось больше осмысленности и целеустремленности, критичности, гибкости, мудрости, уверенности и смелости в том, что и как делаешь. В юридической практике справедливые «мирские» варианты преодоления конфликтов на основе исламских ценностей видны уже на ранних стадиях решения юридического происшествия, т.е. поиск справедливого решения стал более быстрым и эффективным.



– Как это – быть первым коми-мусульманином? Что Вы чувствуете, понимая, что Вы – первый последователь Ислама в своем народе, своего рода пример?



Вы знаете, вполне возможно, что, помимо меня, есть и другие коми-мусульмане. Пока еще не было проведено исследования на предмет того, кто первый им стал. Потому я бы не стал утверждать, что именно я стал первым коми-мусульманином.



Если говорить о том, что такое быть коми-мусульманином, с точки зрения национальной, личной и общей ответственности, то тут нужно, на мой взгляд, обратить внимание, прежде всего, на два момента.



Во-первых, относительно самой ответственности не следует брать на себя больше, чем сможешь вынести. Как говориться в Коране, «не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее». Другими словами, нужно уметь распределять объем ответственности по выполняемым действиям в соответствии с обстоятельствами, особенно когда живешь и действуешь в многонациональном и многокультурном обществе. Это позволяет весьма эффективно избежать лишних моральных и физических стрессов и снизить иную напряженность в любой социальной группе.



Отсюда следует постепенное изменение окружающей среды в сторону Ислама. В повседневной жизни я стараюсь постепенно и по-разному следовать мусульманским нормам поведения, подбирая тем самым наиболее гибкий вариант исламского стиля жизни, приемлемого для любого стороннего наблюдателя и тех, кто со мной рядом, кто находится в моей социальной группе общения (т.н. мягкая интеграция меньшинства в большинство, когда отсутствует агрессивность и отторжение относительно «неисламского», своего рода параллельное сосуществование разных стилей жизни и образов мышления).



Мягкая интеграция сложнее, но эффективнее в конечном итоге, потому как аккуратно и незаметно замещает другие, менее жизнеспособные стили поведения. Она требует во многом нестандартных и творческих моделей поведения, большей гибкости, мудрости, терпения и умения соединять казалось бы несоединяемое.


Во-вторых, ответственность за выживание и гармоничное развитие своего народа и других финно-угорских народов и территорий их проживания для сохранения естественного национального разнообразия. Для этого там, где это возможно и не противоречит исламским ценностям, нужно провести интеграцию национальных ценностей в исламский стиль жизни и образ мышления, «сплавление» мировой религии и национальной культуры на примере конкретного индивида с тем, чтобы показать и доказать возможность исповедывания Ислама любым народом. Там же, где все-таки противоречит, нужно подобрать исламскую модель поведения, наиболее близкую к национальной с учетом всех важных обстоятельств существования конкретного национального обычая.



Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов


i-r-p.ru/page/stream-document/index-13511.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий